КЛИЕНТ и ПСИХОЛОГ
Вы решили, что вам необходима помощь психолога, вы ждете, что психолог решит все ваши проблемы, скажет, что вы должны делать, чтобы получить желаемый результат и, если ваши надежды не оправдываются, то виноват психолог. Конечно, не мало зависит от добросовестности, профессиональной компетентности психолога, но не все. Для того, чтобы помощь психолога была эффективна, необходима совместная работа и ответственность за ее результат, как и в других отношениях, делится 50 на 50.
Итак, какие же чаще всего ошибки совершают клиенты?

КЛИЕНТ 1
Этот клиент на прием к психологу вряд ли бы пришел сам. Его все устраивает и менять в своей жизни он ничего не хочет. Изменений хочет кто- то из близких, кто и стал инициатором обращения :
- жена ( муж) уговаривает обратиться его (ее) к семейному психологу;
- родственники привели , хотя он не считает себя алкоголиком или наркоманом;
- родители притащили за руку подростка.
Внешне, ведет себя пассивно — взгляд отсутствующий, поза расслаблена. Ему трудно сформулировать — что он хочет «получить » от встречи с психологом. Он на все покорно соглашается – отвечать на вопросы, нарисовать картинку. За этой пассивностью кроется безразличие к происходящему, с налетом легкого раздражения. Он злится на своих близких, за то, что те заставили его сюда прийти. Хотя он не выражает открыто своего настроения, но со временем, оно переходит в пассивную агрессию и недовольство -: «Вот хожу я к вам, хожу, а ничего не меняется». А близким он скажет: «А что туда ходить, смысла нет никакого. А я так рассчитывал на помощь». После этого все вернется на круги своя, и цель «клиента» будет достигнута – его оставят в покое.
Ошибка клиента — отсутствие мотивации.
В этом случае, чтобы не тратить время, силы и т.п., психолог на первой же встрече проясняет мотивацию клиента и, если ее нет, то отказывает в проведении дальнейшей работы до тех пор, пока мотивация не появится.
Клиент не должен идти на консультацию не по своей инициативе. Также он должен оплачивать консультации сам (за исключением детей).

КЛИЕНТ № 2.

Он похож на «клиента №1», такой же пассивный. Но отличие все-таки есть – он заинтересован в работе, знает, что он хочет, но при этом занимает потребительскую, инфантильную позицию. Такую же позицию он занимает и в своей жизни — в себе не уверен, большое значение имеют авторитеты, не берет ответственность за свои поступки. От психолога ждет, что тот поддержит его, все решит, научит, как быть в той или иной ситуации. Если этого не происходит, то психолог » плохой».

Ошибка клиента — пассивность.
Клиенту придется брать на себя ответственность за результат работы с психологом.
Психолог с самого начала работы обсуждает с клиентом , как распределяется ответственность в их совместной работе, в чем именно будет заключаться ответственность психолога, а в чем – ответственность самого клиента. Кроме заботы и поддержки, работа должна способствовать росту осознанности клиента.

КЛИЕНТ № 3.
Клиент этого типа очень много и охотно говорит, но, к сожалению, не по делу. В работе заинтересован, но начав с одной проблемы, перескакивает на другую, затем на третью и т.д.
Через какое-то время, начинает казаться, что все, что нужно клиенту – «просто поговорить». Клиент просто может «заболтать» как психолога, так и самого себя, чтобы не заниматься основной своей проблемой. Так проявляется защитный механизм — «сопротивление».
Ошибка клиента — основная проблема подменяется другими. Клиенту необходимо продумать свой запрос, с чем он хочет работать и что он ждет от встреч с психологом.
Психолог во время консультации помогает клиенту выстроить приоритеты, разобраться в чем причина его болтливости, от чего же именно клиент пытается «убежать».
КЛИЕНТ №4.
Это совершенно другой тип клиента — говорит мало говорит, взвешивает каждое слово, избегает смотреть в глаза собеседнику, поза, закрытая (руки и ноги скрещены). Он детально интересуется опытом работы и образованием психолога, какие методы он применяется в своей работе. О себе дает очень скудную информацию, предпочитает отвечать вопросом на вопрос. Во всем его облике сквозит недоверие. Недоверие и контроль — это его «защита», которая помогает адаптироваться в жизни.
Ошибка клиента — попытка утаить или исказить информацию, важную для психолога.
Клиенту придется брать на себя ответственность за такое утаивание или хотя бы частичное искажение информации.
Психологу в этом случае важно направить внимание клиента на то, что, как клиент взаимодействует в рамках консультации, так же он взаимодействует с миром. В процессе работы важно понять — от чего таким образом защищается клиент. Необходимо оговорить с клиентом его готовность к сотрудничеству и самораскрытию.

Вот только несколько типов клиентов, на самом деле их гораздо больше. Психологу приходится каждый раз находить индивидуальный подход к клиенту с учетом особенностей его характера, «защит», возраста и т.п. Целью работы является создание условий для возникновения нового видения себя, окружающего мира и как следствие прояснение проблем, которые привели на консультацию к психологу.