КПК — КРАТКОСРОЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Метод краткосрочного психологического консультирования   (КПК) возник в ответ на необходимость консультирования пациентов в городской клинической больнице, где они пребывают не более двух-трех недель.
Учитывая небольшое время пребывания пациентов в клинике, отсутствие места для  проведения психотерапии, ориентирование пациентов на решение проблем со здоровьем, а не на работу с психологом  был разработан специальный подход, использующий  следующие аспекты:
Краткосрочность
Практика показала, что, наиболее оптимальное число встреч психолога и пациента –  1-3
Помощь «здесь-и-сейчас»
Результат «здесь-и-сейчас»  должен быть получен  во время  оказания  психологической помощи, в тот момент, когда пациент находится еще в клинике. Это привело  к необходимости  находить:
•    актуальные (наиболее значимые сейчас) проблемы для данного пациента;
•    психологические аспекты, на которые можно повлиять непосредственно (в клинике) и быстро;
•    психотерапевтические и психологические подходы и методы для наиболее эффективной работы в условиях клиники и в ограниченный период времени.
Наличие у пациента мотивации на решение проблем сл здоровьем
Главная тема, которую задают пациенты – проблемы со здоровьем, которые привели их в клинику. Поэтому психолог, как и другие специалисты, вынужден уделять им внимание и время в своих беседах. Избавление от симптомов болезни предъявляется пациентами как главная задача, стоящая в данный момент. Психолог не занимается лечением телесных недугов, но при  уменьшение психических переживаний улучшается и физическое состояние, и наоборот, физически здоровый человек меньше страдает психологически. Поэтому перед психологом  стоит задача  сделать объектом своей психокоррекционной работы ту область системы взаимоотношений больного, воздействие на которую  улучшит его психологическое состояние, что положительно отразится и на его физическом состояние.
Отсутствие  мотивации пациента на получение помощи психолога
В клинике, больные ищут помощи у медиков. О  помощи  психолога  они даже не задумываются. Когда  лечащий врач предлагает им консультацию психолога, очень удивляются и даже пугаются, путая его с психиатром.
Работа психолога с немотивированными пациентами  опирается  на главный принцип – это работа с человеком. Направив его внимание на  него самого, на его взаимоотношения  в семье, на работе психолог проясняет  те актуальные жизненные проблемы, которые,  привели к ухудшению физического здоровья
Модель КПК, практикуемая  при работе в клинических условиях стоит из трех этапов:
1) вводный, ознакомительный;
2) основной, психокоррекционный;
3) заключительный.
Если встреча одна, то она также логически делится на три составные части. Создание модели КПК для работы в условиях психологической консультации, потребовало разработки   принципов реализации КПК для разных контекстов работы, учитывая и опыт других авторов (Нардонэ. Вацлавик, 2006; Доморацкий, 2008), в практику КПК были интегрированы методы и техники различных психотерапевтических подходов.
Также, встал вопрос — как определить эффективность КПК. В клинике критерием является улучшение состояния пациента и повышение его социальной активности. В условиях психологической консультации работу психолога оценивает клиент: он сам определяет насколько результативна их совместная работа в решении тех задач, которые ставятся в процессе КПК.
Иногда, запросы на КПК предъявляются прямо, но, как правило, психологу приходится выявлять эти запросы самому. Вот примеры часто встречающихся запросов:
1.    клиент сразу говорит психологу о том, что готов встречаться с ним только один или малое число раз;
2.     у клиента отсутствует мотивация на работу с психологом: его могли прислать или привести те, кто считает, что ему нужна помощь психолога;
3.     клиент говорит о проблеме, которая относится к работе психолога лишь отчасти: клиента на самом деле больше беспокоят, к примеру, медицинские, юридические или социальные вопросы;
4.      клиент может заявить о какой-то ситуации, трудной для него, но разрешить ее полностью не удастся (это проблемы в социально неблагополучных семьях, лишение или смена работы, хроническое заболевание у близких или у него, и так далее);
5.     проблема клиента в отношениях с другим человеком, а тот к психологу сам идти не хочет;
6.      клиент выражает интересы группы людей (коллег или семейной системы);
7.       клиентом является семья или группа лиц, связанных определенными отношениями, при этом запрос – изменение этих отношений.
Организация КПК за три встречи
Какие организующие принципы краткосрочного консультанта могут быть главными – это уверенность, что клиент способен сам решить свою проблему, и для запуска процесса КПК достаточно краткого контакта с психологом. В своей работе психолог
1. выявляет наиболее значимые для клиенте стороны проблемы,
2. рассматривает клиентский запрос в более широком контексте, чем предъявляет клиент,
3.направлять внимание клиента туда, где решение проблемы может быть гораздо более конструктивно, т.е. эффективно и быстро,
4. обращать внимание клиента на те стороны ситуации, максимально доступные для изменения в настоящий момент.
Периодичность встреч зависит, во-первых, от характера запроса, а во-вторых, от возможностей клиента и психолога.
Давайте рассмотрим главные особенности каждой из трех встреч.
1-я встреча: Вводная
Основные задачи первой встречи:
1.    Установить контакт, и доверительные отношения,
2.    Собрать информацию об актуальности ситуации клиента
3.    Выявить жалобы, проблемы и лиц (по мнению клиента), ответственных за их развитие,
4.      Сформулировать желания, ожидания, цели клиента от встреч с психологом (от данной встречи и вообще от работы с психологом),
5.    Заключить контракт на проведение КПК.
Во время краткосрочной работы с клиентом психолог обращает, в первую очередь, свое внимание на то, как клиент мыслит о своей настоящей ситуации – как о возможной для изменения или как о неразрешимой. В случае, если клиент погружен в свою проблему, то на первой встрече психолог «присоединяется» (интеллектуально и эмоционально) к когнитивным конструкциям и переживаниям клиента (Манухина, 2003). Если клиент уже на первой встрече говорит о желании решить проблему, тогда консультирование может быть сразу организованно в парадигме беседы о планируемых результатах и КПК (Кейд, O’Хэнлон, 2001).
На первой встрече выясняется —  возможно ли решение проблемы в процессе КПК или   необходимо составить план, для ее решения.
В случае, если первая встреча не будет единственной, то обычно она завершается домашним заданием, где клиенту предлагается осуществить конкретные действия или рассмотреть происходящие в данной ситуации положительные изменения.
2-я встреча: Психокоррекционная
На этой встрече   осуществляться   работа по изменению мышления клиента относительно его проблемы и возможностей ее изменения. При этом психолог использует различные психотерапевтические техники, соответствующие его компетенции и квалификации, реализую принцип «подбирать терапию под клиента, а не подстраивать клиента под вид терапии».
3-я встреча: Завершение
Во время этой встречи:
1.    обобщаются достижения клиента в решении проблемы за период КПК,
2.    строятся планы на будущее, когда клиент самостоятельно   будет управлять своей жизнью.
Эта встреча является итоговой во всем процессе КПК.
Психолог направляет внимание клиента на достигнутые уже результаты и позитивную динамику развития его ситуации.